Тарифная политика на услуги железнодорожных перевозок (МЖС)
Тарифная политика на услуги железнодорожных перевозок (МЖС) в условиях рыночной экономики не претерпела кардинальных изменений Тарифной системы 10-01 принятой в СССР для плановой экономики с кросс-субсидированием отраслей промышленности.
Сохранение дифференции осуществляется в целях недопущения социального кризиса из-за повышения стоимости электроэнергии и социально-значимых товаров, железная дорога получает доход на продукции с высоким переделом, которая устойчива к увеличению в транспортной составляющей.
Измеритель услуг МЖС (тонно-км нетто) рассчитан на взимание тарифа с грузоотправителя за расстояние и вес перевозимого груза, но не рассчитан на взимание тарифа за проезд поезда по МЖС (локомотива во главе поезда и вагонов) в тонно-км брутто.
С учетом проводимой реформы рынка услуг железнодорожных грузовых перевозок и необходимости адаптации сложившейся системы тарифообразования к рыночным условиям (допуск частных перевозчиков на МЖС в 2018 году), в 2020 году в систему тарифообразования на регулируемые услуги МЖС были введены новшества:
тариф дифференцирован по видам участков (электрифицированные и неэлектрифицированные);
источником покрытия расходов МЖС на пассажирское движение стали доходы МЖС от грузового движения (распределены между регулируемыми видами сообщения и транзитным сообщением по принципу грузооборота);
в тариф на регулируемые услуги МЖС включены расходы на маневровое движение, кроме подачи-уборки вагонов.
В результате указанных изменений тариф на услуги МЖС с 2021 года повышен в среднем на 35,8% (электрифицированные + 39,6%, неэлектрифицированные + 31,7%).
Что в итоге привело к безубыточности оказания Национальным оператором инфраструктуры регулируемых услуг МЖС при перевозке грузов.
В 2022 году тарифы на МЖС повышены дополнительно на 28,8 процентов.
Тариф на услуги МЖС – долгосрочный (пятилетний), существующий утвержден в 2020 – 2025 годах.
В 2022 году в Закон о естественных монополиях и Правила формирования тарифов СЕМ внесены поправки, касающиеся изменения утвержденного регулятором тарифа в период его действия по причине изменения среднемесячной номинальной заработной платы в регионе (городе), сложившейся по данным статистики за год по видам экономической деятельности.
Согласно Общему классификатору «52.21.1 Эксплуатация железных дорог», включающая деятельность по уходу за железнодорожной инфраструктурой, и «52.21.9 Прочая вспомогательная деятельность сухопутного транспорта», включающая маневровую работу, относятся к виду деятельности «52.2 Вспомогательная транспортная деятельность». Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника по данному виду деятельности по РК за 2022 год по данным статистики составила 347 101 тенге (https://new.stat.gov.kz/api/iblock/element/9926/file/ru/).
В этом году в Правила формирования тарифов СЕМ внесены поправки по корректировке максимальных и минимальных уровней тарифов в виде индексов к тарифам на регулируемые услуги магистральных железнодорожных сетей.
Логично задать в конце вопрос, это качается всей отраслей экономики (не только МЖС), уровень доходов на пятилетний период утвержденного тарифа на уровне сумм затрат и прибыли. Такой подход формировался с целью постоянства планирования и инвестиционной привлекательности для отраслей. Но если ежегодно менять уровень тарифов, тогда к чему пятилетнее планирование.